8 (800) 550-57-40 8 (800) 550-57-40 ТЕХ. ПОДДЕРЖКА
круглосуточно
| +7 (495) 744-65-41 +7 (495) 744-65-41 ОТДЕЛ ПРОДАЖ
Пн-Пт с 9 до 18
Как работает мониторинг компьютерных сетей

Для чего нужен мониторинг компьютерных сетей

В привычном понятии система мониторинга (СМ) должна отслеживать нестандартное поведение и возникновение исключительных ситуаций. Но такой подход — это работа по реактивному принципу устранения неисправностей. Платформа нашла сбой, сообщила о нем системному администратору, тот устранил неисправность. Принцип, понятный большинству пользователей, но он устарел.

В современные системы внедряют проактивную поддержку, которая работает по другому принципу. При проактивной поддержке СМ компьютерных сетей выполняет две функции. Проверяет и находит исключительные ситуации, после чего сама принимает меры, заложенные в ней. Только если проблему не удалось устранить самостоятельно, отправляется отчет администратору о возникшей ситуации.

То есть современные инструменты отслеживания должны решать две основные задачи — поиск и устранения проблем, а не просто их фиксацию.

Какие задачи решает мониторинг компьютерных сетей

На системы отслеживания ложатся четыре основных задачи:
  • Фиксация и устранение проблемы. Выше уже писалось, что при проактивной поддержке система должна пытаться решить исключительные случаи сама, только после этого включать в решение проблемы администратора.

  • Уведомлять о возникших проблемах. При этом уведомления могут быть настроены гибко. При стандартных неисправностях, которые были устранены самостоятельно, администратор получает отчет на электронную почту. При возникновении форс мажорных обстоятельств уведомления отправляются по СМС.

  • Определять «узкие места». Все возникающие проблемы сохраняются в логах. В дальнейшем они помогают найти проблемные места сетей. Как правило, специалисты компании, занимающиеся мониторингом, предлагают решения проблемы.

  • Защита от DDoS и вирусных атак, отслеживание соблюдения внутреннего протокола безопасности. Инструменты отслеживания фиксируют атаки на компьютерные сети и устраняют их. Также проактивные СМ предотвращают несанкционированный доступ к серверам и базам данным. Например, если кто-то пытается зайти на сервер предприятия не из белого списка IP адресов.

Как работает мониторинг компьютерных сетей

Запуск системы отслеживания — многоступенчатая задача, которая содержит минимум 5 этапов: 

  • Осознание. Компания должна понимать, что ей необходима система мониторинга. Должны быть поставлены цели, которые платформа будет решать.

  • Разработка архитектуры. На этом этапе проходит логическая разработка. Решается, на каком ПО будет работать платформа, нужно ли дополнительно аппаратное обеспечение, или хватит текущих мощностей.

  • Запуск СМ. Устанавливается и настраивается программное обеспечение. Выделяются уязвимые узлы, в которых могут возникнуть неисправности.

  • Установка триггеров. Уже на этом этапе желательно знать возможные слабые места сети. Настраиваются основные триггера: как и на что должна реагировать сеть.

  • Сбор и анализ данных. Система должна не только устранять неисправности, но и собирать данные о работе сети. Например, сколько трафика тратит предприятие, или на какие узлы чаще всего предпринимаются вирусные атаки. На основе полученной информации разрабатывается дальнейший план действий.

Как сделать систему мониторинга эффективной

Основной проблемой при подключении инструментов отслеживания является неумение использоваться ими. Можно купить дорогую машину, но какой от нее толк, если владелец не умеет водить. Здесь действует похожий принцип. Часто предприятия устанавливают дорогое программное обеспечение, но не используют его функционал полностью. Сложная СМ просто оповещает о текущих сбоях. Основные функции при этом не используются

Ситуация имеет два решения:

  • Взять в штат системного администратора, умеющего работать с подключенным ПО. Но это может быть дорого, также ложится дополнительная нагрузка на HR-отдел. Найти сотрудника нужной квалификации может затянуться на 2-3 месяца.

  • Отдать на систему мониторинга на аутсорс. В этом случае стоимость обслуживания будет ощутимо ниже. Не возникнет проблем с поиском специалиста. Фирмы аутсорсеры имеют в своем штате сотрудников редких специальностей, которые могут работать со специфическом ПО.

Единственным недостатком работы на аутсорсе является безопасность данных предприятия. Невозможно гарантировать, что не произойдет утечка корпоративной информации. Единственным гарантом выступает репутация аутсорсера. Чтобы не возникало подобных ситуаций, сотрудничать нужно только с проверенными подрядчиками.

Net Admin работает с 2009 года. Более чем за 13 лет компания заработала репутацию надежного партнера. Если вы хотите отдать систему мониторинга компьютерных сетей в надежные руки, то звоните по телефону 8-495-744-65-41.

назад к статьям